Детский диабет - что за жизнь без конфет

Почему-то бытует мнение, что диабет у ребенка — это пожизненные уколы, жесточайшее «поражение в правах» за столом — того нельзя, это запрещено. Словом, жизнь у дорогого дитя в буквальном смысле станет «не сахар». Однако бороться с диабетом можно. Он — как та злая собака: чем больше ее боишься, тем вероятнее, что цапнет. А между тем на «злюку» можно надеть «намордник» и посадить на «жесткий ошейник». О методах лечения и профилактики детского диабета мы поговорим в нашей статье.

Если на вас обрушилось известие, что ребенок болен сахарным диабетом, не стоит ударяться в панику. Правильное понимание недуга родителями — основа успешного лечения.

Что же касается детей, то они к болезни, как правило, относятся довольно спокойно. Вот, например, что сказал наш пациент Павел: «Главное — психологически себя настроить. Буду более собранным, дисциплинированным, начну вести здоровый образ жизни, чтобы управлять своим диабетом с помощью инсулина». А вообще-то диабет — очень сложная и загадочная болезнь. Медики до сих пор не могут сказать, почему в одних и тех же условиях у одних детей диабет есть, а у других — нет.

Отчего же он возникает? Диабет провоцирует хронически высокий уровень сахара в крови, с которым уже не справляется белковый гормон инсулин.

Наша поджелудочная железа — уникальный «автоматический регулятор», который то повышает, то понижает в организме выработку инсулина в зависимости от того, что мы едим. Но иногда по разным (не всегда объяснимым) причинам этот «регулятор» не срабатывает. Естественно, «сладкий оккупант» начинает накапливаться в организме, провоцируя диабет, то есть «разброд и шатания» в обмене веществ.

ВИДИШЬ ГРУШУ — СРАЗУ СКУШАЙ

На начальной стадии развития диабета могут помочь не только травы, но и овощи, содержащие природный инсулин. Поэтому между делом приведу советы и рецепты, которыми обмениваются между собой родители на семинарах: их регулярно проводим. Сами родители утверждают, что эти средства проверены и хорошо помогают.

Итак, самый полезный продукт для больного диабетом первого типа — топинамбур, или земляная груша. Установлено, что в топинамбуре содержится до 35% природного инсулина! Топинамбур лучше всего давать ребенку свежим, по одному небольшому клубню три раза в день за 20 минут до еды. В зимнее время из-за сложности хранения используются клубни, высушенные и мелко размолотые в порошок. 1 ст. ложку порошка из клубней топинамбура залейте стаканом теплой воды, накройте блюдцем и настаивайте 2-3 часа. Процедите и давайте пить ребенку по полстакана перед едой три раза в день.

Можно использовать и сок топинамбура — по 2 ст. ложки три раза в день за 30 минут до еды. Отжимайте его и консервируйте — чтобы на зиму хватило!

Неплохо снижают потребность в инсулине ягоды черники, брусники, ежевики, земляники, шелковицы, красной и черной смородины.

Включите в рацион ребенка необходимые для работы поджелудочной железы микроэлементы серы и никеля. Их содержат все виды капусты, хрен, чеснок, лук, редис, репа, спаржа, кресс-салат, тыква, морковь, стручки бобов, крыжовник, слива, инжир, миндаль, огурцы, салат-латук, земляника, орехи.

Способностью увеличивать действие инсулина обладает цинк. В большом количестве он содержится в свекле, проросшей пшенице, отрубях. Конечно же, народные средства не могут заменить инсулинотерапию, а только помогают лечению.

И самое главное — при любой стадии заболевания больному ребенку полезно как можно больше смеяться, так как смех понижает содержание сахара в крови.

КОГДА НАДО БИТЬ ТРЕВОГУ?

Естественно, чем раньше будет начато лечение ребенка, тем больше шансов обуздать болезнь и сохранить работоспособность и прекрасное самочувствие до глубокой старости.

Родителей должно насторожить частое мочеиспускание у ребенка, постоянное чувство жажды, быстрая потеря или, наоборот, прибавка веса, слабость, вялость, сонливость, медленное заживление ран, быстрая утомляемость при незначительных нагрузках. Это симптомы начинающегося диабета. А уж какого — сахарного или несахарного, — можно будет сказать после анализов.

Лечение подбирается строго индивидуально, с учетом общего состояния больного. Единой схемы здесь нет и быть не может. Но в любом случае больному прописывают множество лекарств: для стабилизации уровня глюкозы в крови, нормализации обмена веществ, для улучшения работы поджелудочной железы, печени, почек, сердечно-сосудистой системы. Если строго выполнять все предписания, диабет можно «заморозить» на десятилетия. Среди наших пациентов есть и такие, которые играют в профессиональных хоккейных и ватерпольных командах. При хорошем контроле над диабетом они ни в чем не ограничены.

ДЕРЖИ ШПРИЦ ПОД РУКОЙ!

Диабет в последние годы сильно «помолодел». К счастью, пока редко диагноз ставят у детей первых месяцев жизни, а вот малышей от 1,5 до трех лет через отделение проходит по 20-25 в год. Неоценимую помощь в лечении детей всех возрастов оказывает Школа диабета для родителей детей, действующая при нашем отделении. За десять занятий мамам и папам дают самые новые знания о диетотерапии, помогают решать практические задачи. Фактически в нашей школе родителей обучают на врачей-диабетологов.

Первое, чему мы учим пап и мам: «Товарищи родители, главное — контроль за сахаром в крови. Ни в коем случае нельзя допускать гликемию (от греч. glykys — сладкий и haima — кровь) перед сном ниже, чем 6-7 ммоль/л. Гликемия перед сном должна регулироваться не дозой обычного инсулина, а дозой «короткого» (время действия) инсулина, вводимого перед ужином».

Несвоевременная коррекция доз инсулина — одна из «подводных мин», способных привести к тяжелым последствиям. Скажем, больной ребенок находится в состоянии так называемого «медового месяца» — благополучное течение болезни в самом ее начале, когда доза инсулина очень невелика, сахар крови легко регулируется на невысоком уровне. Но затем, когда кончается ремиссия, потребность в инсулине начинает увеличиваться, но остается иллюзия благополучия, и наращивание дозы инсулина происходит недостаточно интенсивно. Любое инфекционное заболевание может стать той последней каплей, которая ввергает ребенка в состояние диабетической комы. А это уже чревато самым страшным исходом.

Коррекцию дозы инсулина необходимо проводить не по единичному измерению сахара крови, а по данным профиля глюкозы в течение дня и ночи. Измерения необходимо четко анализировать и записывать в дневнике, выявлять причину гипогликемии. И соответственно реагировать: ведь если происходят изменения в режиме, нужно менять и инсулиновые дозы. Поэтому мы даем родителям таблицы, по которым они могут высчитывать каждый свой шаг в лечении ребенка. При этом у малышей не должно возникать впечатления, что они в чем-то ограничены. А для этого родителям надо ежедневно все тщательно считать. Ну и, конечно, контролировать. От этого зависит доза инсулина. Так что забота о больных диабетом детях — своего рода подвиг для родителей. И нужно сказать, не было случая, чтобы кто-то из них хотел, но не постиг сложной науки лечения этого недуга.

ПО РЕЦЕПТУ БАБУШКИ

Но этим учеба не ограничивается. На занятиях, семинарах родители обмениваются опытом, дают советы, рецепты, как с помощью народной медицины усилить эффект лекарств. Приведу некоторые рецепты, которые доказали свою эффективность. По словам родителей, они помогли уже многим детям.

Итак, смешайте в равных частях почки сирени (лучше дикой), траву манжетки, брусничный лист, землянику (листья, цветки, корни и стебли), корень одуванчика, корень солодки и шалфей. Залейте 2-3 ст. ложки смеси 0,5 л кипятка и варите на слабом огне 3 минуты. Настаивайте 3-4 часа, процедите, остудите и давайте пить ребенку по 1/3 стакана три раза в день за 15-20 минут до еды.

Возьмите по 2 ст. ложки всходов овса, измельченных листьев грецкого ореха, по 3 ст. ложки измельченного корня лопуха, козлятника и листьев черники, добавьте 1 ст. ложку ложку репешка и все смешайте. Залейте 1 ст. ложку смеси стаканом кипятка и варите на слабом огне, не доводя до кипения, 3-4 минуты. Настаивайте, укутав, 4 часа, остудите, процедите и давайте ребенку по 1/3 стакана за 15 минут до еды три раза в день.

Детям, страдающим диабетом, полезно каждый день пить свежий сок свеклы — не менее четверти стакана. А еще возьмите по 3 части стручков фасоли, измельченной крапивы (листья, стебли и корни), по 2 части девясила, подорожника, зверобоя и кукурузных рыльцев. Готовьте и принимайте так же, как и предыдущий сбор. Пить эти сборы надо раз в год, чередуя, двумя курсами, по 2 месяца с десятидневным перерывом.

А вот совет для укрепления иммунитета. 30 г полевого хвоща залейте 1 стаканом кипятка, кипятите 5-7 минут и два часа настаивайте. Принимать перед едой по 2 ст. ложки. Попробуйте также давать ребенку отвар из веточек черной смородины: в кастрюле 1 ст. ложку измельченных веточек залейте стаканом кипятка, 30 минут грейте на медленном огне и 30 минут настаивайте. Пить давайте ребенку по 1 ст. ложке перед едой. Полезен также сок квашеной капусты.

Кроме того, наши взрослые ученики мелко нарезают листья грецкого ореха, 1 ст. ложку заливают 1 стаканом горячей воды и кипятят одну минуту, дают настояться, пока вода не остынет. Эту жидкость дают детям в течение дня равномерными порциями. Лечение можно не прерывать весь год. А свои лечебные свойства листья этого растения сохраняют два года.

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ

Что же касается питания, то нет необходимости приобретать специальные диабетические продукты для детей. Они стоят дороже, а некоторые из них содержат слишком много жира. Вам же нужно исключать жир из пищи, например, срезайте его с мяса и удаляйте кожицу с курицы перед приготовлением. Постарайтесь уменьшить скрытый жир в пище: замените цельное молоко на обезжиренное, меньше используйте свинины, говядины, больше — нежирной птицы, рыбы, растительных белков (бобовые). Вводите в рацион детей больше продуктов, содержащих клетчатку. Она снижает уровень глюкозы в крови после еды, благоприятно действует на работу желудочно-кишечного тракта. Поэтому лучше употреблять сырые или минимально обработанные продукты — овощи, фрукты, бобовые, изделия из муки грубого помола. Чтобы не допустить резкого повышения уровня глюкозы в крови, давайте ребенку свежие фрукты и ограничивайте в магазинных фруктовых соках. Чем медленнее будет есть ребенок, тем лучше для него. Приучите его пользоваться чайной ложкой.

Раньше диета у детей с диабетом и физические нагрузки были очень строго и жестко ограничены. Современная точка зрения специалистов на этот вопрос более либеральна. Физическая нагрузка резко снижает уровень глюкозы в крови. Поэтому детям с сахарным диабетом можно и нужно заниматься спортом. Но необходимо знать, что при ознобе, потливости, дрожи, сердцебиениях, головной боли, неспособности сосредоточиться тренировку лучше прекратить. Нужен дополнительный прием пищи перед физическими нагрузками, а иногда и во время нее. Если ребенок был очень активен после полудня или вечером, советую снизить дозу вводимого перед ужином инсулина на 10-20% и предложить плотную закуску перед сном.